Наверное, всем в детстве мама рассказывала сказку, как царь послал стрельца Туда-не-знаю-куда принести То-не-знаю-что. И многие, наверное, помнят, что стрелец пошёл в лес и принёс оттуда не то перепёлку, не то тётку, на которой сам потом и женился. Царь же в итоге заработал оргомный геморрой и лишился должности.
Сказка эта, может быть, и ложь, да в ней, как водится, намёк и добрым молодцам урок: цели и задачи любого проекта нужно формулировать максимально чётко и ясно. Чтоб не было потом мучительно больно и всё такое.
Давеча друг Kalpa прислал прелюбопытнейший образец техзадания из серии How Not To Do или, говоря русским языком, Хочу-то-не-знаю-что:В общем идея такая. Нужен интерактивный каталог заказов. Чем-то похоже на Интернет-магазин, но не совсем. То есть работает так. Есть база клиентов с их данными, паспорт, адрес и т.п. К каждому клиенту привязан счет, на который он кладет деньги и с которого они списываются. С другой стороны, есть некий каталог товаров и услуг. Он подвязывается к сторонним фирмам, которые забивают туда свой ассортимент. Каталог содержит как краткую инфу, так и пояснения к товарам. Клиент ,в принципе, неважно как, но в результате по сокетам, отправляет запрос на услугу. Запрос поступает на контрольный монитор к оператору, тот фиксирует, списывает бабки со счета и отправляет клиенту курьера с заказом. Все довольны. То есть система подразумевает, во-первых рабочее место оператора, где у него <загорится лампочка> о запросе и он сможет просмотреть всю инфу и обработать - но это уже дело запросов, было бы откуда смотреть. Во-вторых, некий интерфейс для фирм - партнеров, позволяющий дать инфу о товарах. В-третьих, интерфейс для клиентов. Запросы в любой доступной сокетам форме, вроде xml. Картинки клиенту посылаются просто тупо жпегами. Такой нюанс из-за того, что заказ выполняется не с компа и браузера, а с интерактивных сенсорных панелей, там только сокеты, никакого html. Это самое приблизительное описание. Но сразу говорю, система непростая и должна работать без сбоев.
Итак, для начала давайте определимся, будем ли мы делать каталог заказов, не совсем интернет-магазин или ещё какую неведому зверушку. Помнится, мне как-то заказывали портал-визитку, и даже спустя несколько часов допроса с пристрастием (НКВД нервно курит в застенках) клиент так и не смог человеческим языком объяснить, что же ему нужно и как оно должно выглядеть хотя бы примерно. Ну да это не суть.
Мы имеем некую систему, содержащую в себе "базу клиентов с их данными", куда будут заноситься, помимо Ф. И. О. и адреса, ещё и паспортные данные. А также место работы, состав семьи, сведения о ежемесячном доходе и в качестве обязательного приложения слепок ключа от входной двери и подробный план квартиры с указанием тумбочки, где деньги лежат и времени, когда никого нет дома. Щас! Миль пардон, дорогие сэры, но если уж говорить о платёжных системах, то свои паспортные данные я доверю разве что какому-нибудь уважаемому банку. Так что же получается, мы пишем банк?
А вот и нет! Мы пишем некий загадочный каталог товаров и услуг, куда не менее загадочные сторонние фирмы будут из совершенно непостижимых соображений забивать свой ассортимент. Забивать – это, наверное, пинками заколачивать. А в нагрузку к каждому товару прилагать краткое описание и пояснение к товару – чем отличается одно от другого не совсем понятно, но заказчику видней. Прочие параметры товара, как то: название, артикул, цена, количество, размерность (ёмкость, габариты) и т.д. значения не имеют и, по-видимому, не нужны.
Наконец мы достигли самой увлекательной части марлезонского балета – процесса покупки. Клиент кладёт на свой счет некоторую сумму (ага, я же говорила, что это банк или, как минимум, платёжная система!). Затем, "неважно как, но в результате по сокетам" клиент совершает заказ. Интересно, представляет ли клиент, что такое сокет и как по нему делать заказ? Насколько я понимаю из ТЗ, заказчику это не важно, в данном случае сокеты – головная боль клиента и исполнителя.
После того, как клиент пропихнул заказ в сокет (вспотел, бедняга!), у оператора на контрольном мониторе загорается волшебная лампочка-алярма (alarm bulb). В свою очередь оператор фиксирует (фиксирует своё состояние? фиксирует протез? или, может, рефлексирует?), лезет в клиентский счёт, берёт оттуда немножко денег и оправляет клиенту голубиную почту... эээ, то есть я хотела сказать курьера с заказом на деревню дедушке, которого дома нет. Все довольны! Особенно оператор, который имеет беспрепятственный доступ к клиентским счетам! Главное, чтоб было откуда смотреть и обрабатывать клиента, для чего предусмотрено специальное рабочее место.
В результате всех манипуляций (money благополучно запульнули фиг знает куда) на другом конце соединения клиент получает тупо жпегом по тупой морде. Занавес!
Напоследок одна маленькая рекомендация заказчикам: когда вы составляете подобные техзадания, не спрашивайте в конце, сколько это будет стоить? Задайте исполнителю вопрос, понял ли он ваше ТЗ так, как поняли его вы. И только в случае однозначно положительного ответа начинайте говорить о цене. Иначе придётся долго, больно и дорого дорабатывать напильником.
вторник, 25 марта 2008 г.
Доработать напильником
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
5 коммент.:
Позволю себе несколько замечаний.
Конечно это не совсем ТЗ, скорее вводная.
Из этого описания понятно, что человек хотел бы получить нормальный интернет-магазин, который будет работать на платформе обычного интернет-киоска. Мысль здравая и понятная. И мы готовы ей заняться. Используя платформу Glan это можно сделать очень удобно для пользователя. Но конда я озвучил ориентировочную стоимость этого проекта, посредник почему-то скис и начал бормотать о ценах на порядок ниже. Странно. Они что, считать не умеют?
На самом деле коряво даже для вводной, т.к. система взаимоотношений между заказчиком, фирмами и клиентом не продумана совершенно, а это в данном случае важно. Всё-таки обычный интернет-магазин предполагает использование сторонних платёжных систем. Хотя на Glan'е реализовать и то, и другое не проблема, были бы ресурсы.
А вот мне интересно: посредник эту цену у себя из головы взял или ему её заказчик озвучил? Если заказчик, то у меня есть подозрения, что ему не до конца объяснили, что есть Glan. Исходя из того, что за предложенную цену нельзя сваять даже качественный интернет-магазин, я делаю вывод, что заказчик попытался сравнить слона с мухой по принципу, что у обоих есть хобот.
Про умение заказчиков считать я напишу в отдельном материале. Слишком много впечатлений на эту тему.
В любом случае за 50 тыщ за создание нормального интернет-магазина... Это даже не смешно, это грустно.
Ха, батенька!
Для подавляющего большинства местных заказчиков 50круб за i-магазин - это глаза на выкате и полузадушенный всхлип: "Откуда вы берете такие цены???????"
Вопросы типа "Откуда такие цены?" задают, как правило, секретарши, которым директор поручил заняться изготовлением сайта. Интересно, строительство офиса он тоже секретарше поручал?
То, что заказчик часто не представляет реальную стоимость проекта, означает только, что он (заказчик) ещё не нашёл для себя ответ на вопросы "Зачем оно мне вообще нужно?" и "Что я с этого буду иметь?". Плюс полное нежелание делать даже предварительные расчёты и находить различия между расходами и инвестициями.
Вот и получается, что компании с миллионным бюджетом часто не могут выложить тысячу долларов за сайт именно по той причине, что видят в нём не новый инструмент бизнеса, а ещё одну модную примочку, которая вроде как должна быть, но которая совсем не обязательно должна стоить много денег.
С программными комплексами ситуация во многом похожа, как ни странно.
Отправить комментарий